НААИР в лицах. Интервью с Николаем Пегиным
В 2021 году мы запустили рубрику «НААИР в лицах», чтобы рассказать о людях, которые каждый день вносят вклад в развитие инвестиционного климата и привлечение новых инвесторов в российские регионы. Интервью также будут публиковаться в нашем корпоративном издании — НААИР.Newsletter.
Третье интервью в данной рубрике решили взять у заместителя Председателя Правления НААИР, куратора экспертной площадки «НААИР.Спецтерритории», генерального директора АО «Атом-ТОР» Николая Пегина.
Николай Анатольевич, расскажите о Вашем опыте и ключевых достижениях в должности руководителя компании «Атом-ТОР»?
— За полтора года число компаний малого, среднего и крупного бизнеса на 8-ми управляемых «Атом-ТОР» территориях опережающего развития выросло с 2 до 45 резидентов. Сегодня, например, на ТОСЭР ГК Росатом реализуются проекты на общую сумму более 7 млрд рублей. Выход предприятий на проектную мощность обеспечит создание порядка 2 тысяч новых рабочих мест. Планируем в течение нескольких лет выйти на объем инвестиций резидентов не менее 50 млрд рублей и создание более 10 000 рабочих мест.
Мы знаем, что Вы стояли у истоков создания НААИР, но о Вашей жизни нам мало известно. Расскажите о себе?
— Начал работать с юных лет — помогла работа родителей, которые служили в геологических партиях. Что дало возможность в летние каникулы уезжать в полевые геологические экспедиции. Условия работы и быта были сложными, без поправок на возраст. Работали в опасных условиях дикой природы, было все — и встречи с медведями, и невзгоды организации труда, когда приходилось находиться как на передовой, так и под осколками взрывов проводимых при разработках кварцевых жил.
Во время этих экспедиций я вкалывал практически наравне со взрослыми, и в 6 классе на заработанные деньги смог купить свой первый мопед, по тем временам крутое транспортное средство. Мои родители по роду своей работы часто меняли место проживания, и я вынужден был учиться в школах разных городов и посёлков нашей Родины. Поэтому детство сформировало не только круг моих увлечений на всю жизнь (стал заядлым рыбаком и путешественником), а также научило быть коммуникабельным и находить решения в любых жизненных ситуациях и условиях.
Это пригодилось мне везде: и когда я работал в комсомоле (была такая молодежная организация в СССР) и занимался коммерческой деятельностью, и когда работал в органах местного самоуправления и государственной власти, и в работе с инвесторами, когда руководил региональным институтом развития — Корпорацией развития Камчатского края, и сегодня, когда я возглавляю АО «Атом-ТОР», управляющую компанию ТОСЭР, созданными в ЗАТО атомной отрасли.
Наверняка у Вас «в рукаве» есть пару интересных историй из карьеры? Поделитесь?
— Сложно выделить какой-то один эпизод — многие проекты на разных местах работы были уникальными для того времени и той ситуации. Например, реализация проекта строительства нового аэровокзального комплекса на Камчатке. Несмотря на проделанную региональным правительством большую работу и сформированное проектное решение, инвесторы не торопились входить в проект. Тогда мы (Корпорация развития Камчатского края) предложили принципиально новое решение — «Акции в обмен на инвестиции», эта концепция легла в основу конкурсной документации. Стоимость одной акции эксперты оценили достаточно пессимистически, мы же планировали получить предложение от участников конкурса выше заявленной, а результат превзошёл все даже смелые ожидания и к тому же исключительно на выгодных для Камчатского края условиях. Новый подход позволил привлечь инвестора, дал ему понять, что жители края, региональная власть и институт развития заинтересованы в реализации и дальнейшем развитии проекта.
Еще один пример — Северный морской путь (СМП). Идея СМП как транспортного коридора между Европой и Азией всегда присутствовала в РФ. В 2013 году, когда корпорация развития принимала участие в одном из первых для себя мероприятий, посвящённых Арктике и развитию СМП. Мы предложили, во-первых, сделать точкой входа Национальной арктической транспортной линии (включающей СМП) на Востоке — Камчатку, ранее этот вариант серьезно даже и не рассматривался. Во-вторых, презентовали идею ледовых шаттлов, которая позволила бы, например, доставлять грузы на судах легкого класса из Азиатско-Тихоокеанского региона на Камчатку и далее, ледовыми шаттлами, практически круглый год — в порты западной части России. Эта идея позже была использована ПАО «НОВАТЭК», но в обратном направлении: из порта Сабетта, который находится за полярным кругом, в АТР для создания удобной логистики и выхода на конкурентные цены на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
С Камчаткой же связано еще одно начинание — Дальневосточный экономический форум, который состоялся в Петропавловске-Камчатском, как региональный инвестиционный форум в 2014 году. Мы, Корпорация, были одними из его главных организаторов и идеологов, собрав порядка 500 участников практически со всего мира. Иностранные и российские инвесторы по-новому посмотрели на Камчатку с ее инвестиционным потенциалом.
На каждой работе были интересные кейсы, для решения которых требовался нестандартный подход. Чем сложнее вызов — тем интереснее дать на него адекватный ответ. Это в хорошем смысле адреналин, драйв, которые когда-то подтолкнули меня к основанию транспортной компании. Компания работает на рынке транспортных услуг уже более четверти века. А в силу разнообразного опыта работы — и предпринимателем, и чиновником — (на должностях Первого заместителя мэра Петропавловска-Камчатского, заместителем Председателей в Правительствах Камчатского края и Еврейской АО) и с бизнесом, и с властью получается говорить на одном языке, понимать потребности всех участников инвестиционного процесса.
Какой совет дадите коллегам по работе с инвесторами в регионах?
Привлечение инвестиций — это как на рыбалке, здесь важно все! Для молодого карасика и крупной чавычи нужны разные снасти, разная техника и разные подходы, да они и обитают принципиально в разных местах. Увлеченность самим процессом, интуиция, способность понять настроение, терпение и твердая рука — основные слагаемые успеха.