Тенденции развития индустриальной недвижимости обсудили на заседании площадки НААИР.Логистика
Тенденции развития логистической отрасли и рынка индустриальной недвижимости в России обсудили эксперты на заседании площадки НААИР.Логистика, прошедшем в онлайн-формате. В 2021 году по прогнозу общее предложение современных складских комплексов класса «А» и «Б» в России составит 32 млн кв. метров, из них почти треть — 9,9 млн кв. метров — в регионах. И доля проектов в регионах будет только расти, это новый тренд на рынке. При этом региональный спрос на 81% сформирован компаниями, специализирующимися на офлайн и онлайн торговле.
Открывая заседания Исполнительный директор НААИР Рафаэль Хусяиншин обозначил основные задачи деятельности экспертной площадки НААИР.Логистика.
«В масштабе страны всё более очевидным становится тенденция смещения спроса на складскую недвижимость в регионы. Мы всё чаще получаем запросы на подбор площадок от крупных игроков рынка, которые ранее имели мощности только в столице и на близлежащих к центру территориях, — отметил генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, член Правления НААИР, куратор площадки НААИР.Логистика Александр Зырянов. — Один из наиболее быстрорастущих сегментов — это онлайн-торговля», — добавил он.
Сейчас в Новосибирской области уже локализован проект AliExpress, который компания реализовала совместно с Почтой России рядом с аэропортом Толмачёво. В этом году компания Ozon открыла свой фулфилмент центр на территории Промышленно-логистического парка. Компания Wildberries тоже приняла решение о строительстве собственного распределительного центра в регионе.
Региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers Виктор Афанасенко, в свою очередь также отметил смещение спроса на складскую недвижимость в регионы. При этом, по его словам, основной спрос в регионах формируется онлайн и офлайн-ритейлерами (их доля составляет 81%) и логистическими компаниями, которые их обслуживают (10%).
«Несмотря на рекордный объем введенных складских помещений в 2021 году, во многих регионах спрос превышает предложение, что сказывается на загрузке девелоперов и сроках реализации проектов. Региональными лидерами спроса на сегодняшний день являются Самара, Екатеринбург и Новосибирск. Из-за загруженности девелоперов на фоне стремительно растущего спроса со стороны сегмента e-commerce и других игроков рынка срок на реализацию built-to-suit объекта среднего размера увеличился со стандартных 9 месяцев до 12-14 месяцев, из которых 3-5 месяцев уходит на ожидания старта проекта, а около 9 месяцев — на строительство. Помимо увеличенных сроков на реализацию BTS-проектов, среди ключевых трендов на рынке можно отметить размещение складских мощностей поставщиков товаров в непосредственной близости с фулфилмент центрами ключевых маркетплейсов», — сказал Виктор Афанасенко.
По данным экспертов, 42% сделок от общего объёма в стране приходится на строительство под заказчика (Build-to-suit) в связи со специфическими требованиями клиентов и острым дефицитом вакантных площадей.
Член Экспертного совета НААИР, Управляющий директор Группы компаний «Спектрум» Андрей Новиков сообщил, что на рынке наблюдается серьёзный рост цен на стройматериалы и работы: к примеру, за текущий год профлист подорожал почти на 120%, а стоимость бетонных работ увеличилась на 55%.
«При этом LightIndustrial— очень распространённый формат организации складских площадей за рубежом и сейчас постепенно проникает на российских рынок», — уточнил Андрей Новиков.
Спикеры отметили, что сейчас как девелоперы, так и арендаторы производственных и складских площадей стали больше внимания уделять соответствию индустриальной недвижимости ESG-стандартам. Среди возможных инструментов повышения экологичности складов — применение в строительстве углеродно-нейтральных и энергоэффективных материалов и технологий, использование альтернативных источников энергии, а также рециклинг.
Своими планами по развитию бизнеса в регионах с участниками заседания поделились представители компаний OZON и ООО «Новосибирский транспортный терминал». Заместитель управляющего директора OZON Владимир Гончаревич отметил, что пандемия стала определённым вызовом для компании, но в то же время ускорила достижение плановых показателей — к примеру, за прошедший год рост количества заказов составил 239%. Среди ключевых факторов выбора привлекательности территории для развития он назвал логистические преимущества, готовность органов власти оказывать всестороннюю поддержку, а также возможность местного бизнеса оперативно подстраиваться под запросы компании.
Генеральный директор ООО «НТТ» Игорь Низовских обратил внимание на то, что доля логистических издержек в структуре себестоимости продукции, по оценкам экспертов, достигает 16%, что является достаточно высоким показателем. «Наш проект по созданию сети транспортно-логистических центров в регионах России призван помочь производителям снизить долю расходов на логистику в конечном продукте. Терминальные центры позволят скорейшим образом обработать контейнерные поезда, при этом предоставляя сопутствующие услуги, в т.ч. складов временного хранения и кросс-докинга», — сообщил Игорь Низовских.
О своём опыте развития транспортно-логистических проектов, в том числе на базе территорий с особым экономическим режимом рассказали генеральный директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко и директор Агентства инвестиционного развития Липецкой области Александр Базаев.
Материалы с мероприятия доступны на корпоративном портале НААИР24.