+7 495 663 0416
+7 495 663 0404 доб. 1149

Правила игры на рынке ГЧП. Интервью с Романом Генкелем

Роман Генкель — директор Фонда развития ХМАО-Югры

Директор Фонда развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югра Роман Генкель дал специальное интервью Национальной Ассоциации агентств инвестиций и развития, в котором рассказал о приоритетных направлениях и перспективах развития проектов ГЧП.

Роман, на сегодняшний день федеральное законодательство через 115-ФЗ и 224-ФЗ определяет существенную долю правил игры на ГЧП-рынке. Однако при этом регионы пользуются в подавляющем большинстве концессионными механизмами, хотя закон о ГЧП принят 4 года назад. В чем, на ваш взгляд, причина и каковы основные отличия 2-х законов?

Ответ на вопрос целесообразно начать с обозначения отличий Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее 115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях) и Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации...» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (далее — Закон № 224-ФЗ, 224-ФЗ).

Ключевыми отличительными особенностями 224-ФЗ в сравнении с 115-ФЗ выступает возможность приобретения объекта инфраструктуры в собственность частного партнера, предполагающая возможность залога создаваемого (реконструируемого) объекта в целях финансирования проекта, разделение целевой и технической эксплуатации с возможностью осуществления публичным партнером целевой эксплуатации, а частным партнером только технической эксплуатации, а также введение механизма определения сравнительного преимущества и оценки эффективности проектов ГЧП, отсутствующего в Законе о концессионных соглашениях.

Указанный механизм сравнительного преимущества наряду с другими спорными позициями закона (ограничения в отношении лиц, которые могут выступать частным партнером, отсутствие практики применения закона, ориентиров при толковании его норм, контрольные и надзорные риски) вызывает большое количество вопросов и на деле становится серьезным препятствием для привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты по 224-ФЗ. На фоне отсутствия существенных преимуществ перед концессионными соглашениями, практика реализации которых на сегодняшний день является многочисленной и устоявшейся, нормы Закона 224-ФЗ ограничены в применении.

Сегодня в сфере ГЧП существуют различные формы взаимодействия государства и бизнеса? Какие механизмы в своей работе использует Ваша спецорганизация?

Взаимодействие государства и бизнеса в рамках ГЧП, с точки зрения правоприменительной практики и сервисной модели, наиболее урегулировано федеральным законодательством ­­­­— Федеральный Закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и № 224-ФЗ «О государственно/муниципально-частном партнерстве».

При этом, для нас партнерство государства и бизнеса не ограничивается законодательством. Мы предоставляем финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки, индивидуально сопровождаем инвесторов на всех этапах жизненного цикла проекта. В ХМАО-Югра Фонд помимо функций специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами наделен полномочиями регионального фонда развития промышленности, центра компетенций в сфере с/х кооперации и является центром развития туризма в автономном округе, тем самым оказывая широкий спектр поддержки для бизнеса.

Приведу пример, в рамках работы регионального фонда развития промышленности мы предоставляем субъектам деятельности в сфере промышленности займы под 1-5%, для проектов инвестиционной емкостью от 20 млн. рублей на срок до 5 лет.

Таким образом, поддержка бизнеса в автономном округе разделена на сегменты: займы для промышленных предприятий, концессия и ГЧП для развития социально значимой инфраструктуры, индивидуальное сопровождение для любых крупных инвестиций с целью снятия административных барьеров (налоговые льготы, предоставление в установленном порядке земельных участков без торгов).

Какие приоритетные направления в ГЧП, на Ваш взгляд, могут быть актуальны в ближайшие 5 лет?

Выбор направлений развития государственно-частного партнерства в условиях ограниченности финансовых и трудовых ресурсов, ограничений по времени и высокой конкуренции за инвестора должен осуществляться с учетом устойчивого тезиса — «инвестиции ищут рынок».

В этой связи для нас очерчены следующие сферы развития ГЧП в Югре:

В первую очередь, ЖКХ — пожалуй, самая перспективная, но в тоже время одна из самых сложных сфер, ведь именно здесь предусмотрено подписание концессионного соглашения между тремя сторонами: субъект, муниципалитет и инвестор (концессионер). На сегодняшний день в муниципалитетах автономного округа подано несколько частных концессионных инициатив и в этом году планируем подписание соглашений, предусматривающих инвестиции в размере 5-6 млрд. рублей.

Спортивная инфраструктура, не охваченная ГЧП механизмами в автономном округе сфера. Но именно в этой сфере возможно в полной мере использовать подход «сервисной» модели развития социальной инфраструктуры. Механизмы 115-ФЗ и 224-ФЗ наилучшим образом здесь подходят. В наших планах разработка пакетного решения привлечения инвестиций в сферу спорта, при чем не только в создание новых объектов, но и в реконструкцию и передачу уже созданных объектов бизнесу. Цель — коммерциализация спортивной сферы, повышение качества предоставляемых услуг, снижение операционных рисков для публичной стороны.

Образовательные инфраструктура — школы, детские сады. Здесь у нас уже есть решения, но в будущем видим развитие сектора оказания частных образовательных услуг с привлечением некоммерческого сектора. Кроме того, продолжим комплексно сопровождать заключенные концессионные соглашения — на сегодняшний день заключено 8 концессионных соглашений по созданию общеобразовательных школ.

Гериатрия, новая перспективная для Фонда сфера. Здесь нет больших инвестиций и проекты в основном связаны с реконструкцией имеющейся государственной инфраструктуры и передачей на длительный период целевой эксплуатации концессионеру. Основной задачей видим снятие операционных рисков для публичной стороны за счет комплексного применения концессионных моделей, улучшение качества оказываемых услуг и их количества.

В заключении отдельно отмечу новой объект для ГЧП сферы — это все, что связано с ИТ-инфраструктурой. Эта сфера с высоким потенциалом роста и в автономном округе большие планы на нее. При этом в Югре уже накоплен колоссальный It-опыт. Югра вошла в число пилотных регионов, в которых Министерство строительства и ЖКХ в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» реализует проект «Умный город» по цифровизации городского хозяйства. Пилотные площадки в Югре — Ханты-Мансийск, Сургут и Нижневартовск, функционирует нейронная сеть «Vika», реализуется проект «IT-стойбище» в рамках которого по итогам 2019 года Интернетом будет охвачено 1458 человек из 55 территорий традиционного природопользования. К 2021 году точки доступа появятся еще на 14 объектах автономного округа, а охват вырастет до 2008 человек, что составит 43,7% КМНС, ведущих традиционный образ жизни на стойбищах.

Совместив потребности разных отраслей в автоматизации процессов с возможностями цифровизации через устойчивые гарантии для инвесторов, получим на выходе высокотехнологичный продукт за счет внебюджетных инвестиций.

Подробнее об опыте ХМАО-Югра и участии Фонда развития ХМАО-Югры в подготовке и реализации ГЧП-проектов можно узнать по телефону: +7 (3467)388-616

Другие новости